Цирк Юрия Никулина история

Все знают, что цирк Никулина на Цветном бульваре и одноименная станция метро находятся недалеко друг от друга. Но мало кто знает, что открытая в конце 1988 года очередная станция была создана благодаря настоятельным просьбам знаменитого клоуна, великого артиста, а с 1982 года директора одного из старейших в Москве цирков, Юрия Владимировича Никулина. Зрителей, спешащих на представление в цирк Никулина, уже в метро встречают изображенные на витражном панно легендарные клоуны - Юрий Никулин, Карандаш и Олег Попов, в разное время блиставшие на арене цирка на Цветном бульваре.

Через год после открытия станции, в 1989 году, 29 сентября гостеприимно распахнул двери в свое уютное светлое фойе новый старый московский цирк, здание которого было построено, благодаря опять-таки стараниям Юрия Владимировича Никулина, в рекордно короткий срок по проектам архитекторов А. Агафонова, В. Красильникова, Н. Кудряшова. Проектировщики бережно сохранили стиль интерьера зрительного зала и экстерьера старого здания, построенного в 1880 году по заказу основателя цирка, потомственного итальянского циркового артиста Альберта Саламонского австрийским и русским архитектором Августом Вебером.

Подобное трепетное отношение к традициям, к зрителям, к высокому званию артиста цирка и профессиональному мастерству отличают цирк Никулина на Цветном бульваре на протяжении всего времени его существования. Даже диаметр арены (13 метров) и сегодня такой же, традиционный для цирка, как и в ХIХ веке.

Задолго до пролетарской революции цирк Саламонского был открыт для всех российских граждан: богатых и малоимущих, взрослых и детей. Советское правительство в соответствии с принципами партийности искусства в 1919 году национализировало цирк, сделав его первым государственным. Огромное значение цирка (и кино) в деле просвещения значительной части безграмотного населения Советской России тех лет отмечал первый руководитель нового государства В.И. Ленин. Так, например, один из популярнейших в то время поэтов - Владимир Маяковский - писал миниатюры для известного клоуна В. Лазаренко.

При определенных негативных последствиях политики подчинения искусства задачам «социалистического строительства», были и положительные стороны: это, прежде всего, стабильность, государственное финансирование, позволявшее цирку не прекращать работу даже в годы фашистского нашествия. В зале сидели зачастую полуголодные, уставшие от тяжелого труда или раненые в боях советские люди и от души, как дети, смеялись над едкими шутками клоунов, выставлявших в жалком виде «непобедимых» вояк Адольфа Гитлера. А после таких выступлений Михаила Николаевича Румянцева (Карандаша), как на манеже цирка, так и во «фронтовых филиалах» на передовой, возрождалась вера в победу, крепло единство народа.

nikulinahystory.jpg

После войны, провалившись во ВГИК и ГИТИС, но поступив в школу-студию разговорных жанров при цирке, который почти через 50 лет будет носить его имя, совсем молодой ветеран финской и Великой отечественной войн, Юрий Владимирович Никулин 25 октября 1948 года дебютировал на манеже в коротком шуточном. С тех пор цирк стал жизнью Никулина: ради цирка гениальный артист, который будет поражать еще не одно поколение своими комедийными и серьезными, даже драматическими, ролями, иногда отказывался от самых заманчивых предложений именитых кинорежиссеров. После смерти Ю.В. Никулина цирк на Цветном бульваре возглавил его сын – талантливый журналист, телеведущий, академик Национальной академии циркового искусства Максим Юрьевич Никулин.

Цирк Никулина, его интереснейшая история ждут своего одаренного исследователя. Когда-нибудь будет написана объемная, но непременно захватывающая книга, на страницах которой, в отличие от ограниченного размера веб-странички, можно не просто перечислить уникальные программы, блистательных артистов, но и воспроизвести удивительные, веселые, а порой и трагические, сюжеты цирковой жизни, необыкновенные судьбы тех, кто верой и правдой служил цирковому искусству… Альберт Саламонский; клоуны Бим и Бом; потомственный цирковой артист Вильямс Труцци; акробаты Океанос Л. С. Ольховикова; родоначальники цирковой династии дрессировщиков братья Владимир и Анатолий Дуровы; основатель фамилии знаменитых фокусников Эмиль Теодорович Гиршфельд-Кио; дрессировщик Валентин Иванович Филатов; потрясающая плеяда совершенно разных, уникальных клоунов: Михаил Румянцев (Карандаш), Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Леонид Енгибаров и многие, многие другие…